Белое солнце пустыни что это

Где снимался фильм «Белое сонце пустыни»

Творческий процесс создания фильмов длительный и сложный, и в ходе работы часто возникают непредвиденные обстоятельства, и даже казусы. Задумав снять отечественный вестерн «Белое солнце пустыни», советский кинорежиссер Владимир Мотыль обратился к талантливому сценаристу Валентину Ежову, пером которого уже был создан превосходный сценарий к фильму «Баллада о солдате».

Действия фильма «Белое солнце пустыни» происходят в среднеазиатской пустыне, где главный герой красноармеец Сухов спасает от свирепого и жестокого злодея Абдуллы его гарем. Сам Ежов никогда не бывал в пустыне, поэтому пригласил в соавторы Рустама Ибрагимбекова, полагаясь на его знания Востока. Рустам, который также никогда не бывал в Средней Азии и уж тем более не принимал участия в революционных событиях, пообещал непременно поделиться своими «знаниями Востока»…

Несколько интересных фактов о съемках фильма «Белое солнце пустыни»

В начале 1968 года приступили к кинопробам актеров. Наиболее сложным, оказалось, найти актера для исполнения роли рассудительного таможенника Верещагина, который хорошо знал цену жизни и смерти. Поэтому настоящей находкой стал актер Павел Луспекаев, проба прошла блестяще.

Долго размышлял режиссер и над кандидатурой на роль Катерины Матвеевны. Часто многое решает случайность. Такой счастливой случайностью оказалась неожиданная встреча в коридорах киностудии с тележурналисткой Галиной Лучай. После длительных уговоров она согласилась принять участие в съемках картины и сыграть роль Катерины Матвеевны – колоритной русской красавицы.

Летом того же года приступили к съемкам, которые проходили и под Лугой, и в Дагестане. Недалеко от  городка Каспийска были сооружены декорации, а у берега Каспийского моря красовался баркас, пригнанный из Махачкалы и для съемок переименованный в «Тверь».

белое солнце пустыни тверь

Судьба фильма в руках чиновников

Нежданно-негаданно над съемками фильма сгустились тучи. Сначала  чиновники киностудии решили сменить режиссера, предложив продолжить съемки Владимиру Басову, но он вежливо отказался, затем вздумалось вообще прекратить съемку картины.

Дальнейшую судьбу фильма решил зампред Баскаков, который вынес решение завершить производство картины, оставив Мотыля режиссером. И уже весной 1969 г. съемочная группа стала активно искать подходящую местность для натуральных съемок финальных сцен картины, концовка к этому времени был задумана новая.

А все дело в том, что в 1968 г. Марианна Качалова, которая в то время была главой сценарной коллегии при «Мосфильме», не устроила сцена, где жены Абдуллы вылезли из бака и пронеслись мимо Сухова. Все действия были воплощены на киноленте согласно восточным традициям. Однако Качалова приказала изменить финал.

Было решено снимать фильм в Туркмении, режиссерам понравились окрестности г. Байрам-Али. Последние кадры киноленты должны были сниматься в песках пустыни, а тут, как будто бы специально, в Каракумах начались проливные дожди и пески исчезли под высокой травой. Пролетев на вертолете несколько сотен километров, съемочная бригада так и не нашла подходящего места.

Как говорится: «нет худа, без добра». На помощь пришли солдаты срочники, которые в течение короткого промежутка времени пропололи большую площадь от травы. Все было уже готово к съемке, но произошел еще один казус, неожиданно Денисова (именно она играла Гюльчатай) отказывается от своей роли. Пришлось быстро искать замену и на выручку пришла молодая актриса, выпускница театрального училища, Татьяна Федотова. Съемочная экспедиция в Среднюю Азию завершилась осенью 1969 г., но у фильма появился совершенно другой финал.

Счастливая случайность помогла фильму выйти на экран

Судьба фильма снова попала в руки бездарных чиновников, далеких от искусства. Акт о приемке фильма в Госкино не подписали. И снова вмешался счастливый случай. Руководителю Компартии Леониду Брежневу, проводившему время на даче, захотелось посмотреть новый советский фильм.

На свой страх и риск ему прислали «Белое солнце пустыни», Брежневу понравился, это и решило дальнейшую судьбу картины. И уже в начале весны 1970 г. в столице состоялся премьерный показ, а персонажи фильма обрели всенародную любовь. Некоторые фразы, выйдя за рамки кино, стали крылатыми.

Многие из нас, наверняка, не раз их произносили по тому или иному поводу: «За державу обидно» или «Таможня дает «добро» и конечно, «Восток – дело тонкое». А проведенный опрос, посвященный 100-летию российского кинематографа, показал, что кинолента «Белое солнце пустыни» достойна, участвовать в акции под лозунгом «Последний сеанс тысячелетия». Он прошел в последний день 1999 г. в одном из московских киноцентров.

Поставьте оценку этому посту
Spread the love

ADD YOUR COMMENT

Adblock
detector